пятница, 20 февраля 2015 г.

А кто сказал, что это легко?

Главное при разработке любой программы - аргументированно показать, как действия в рамках программы приведут к достижению цели программы. Другими словами, речь идет об обосновании причинно-следственных связей между действиями и ожидаемыми результатами. 
Сделать такое описание "теории" программы очень непросто. Трудности начинаются уже на стадии формулировки цели программы. Очередное подтверждение тому -  проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Говорят, что Росмолодежь подготовила окончательную версию этого документа. Бюджет программы - около 2 миллиардов рублей. Я не имел возможности ознакомиться с доработанной версией программы, но читал ее проект

Вот как в проекте программы были сформулированы цель и задачи программы (курсив мой):
"Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
  • продолжить совершенствование системы патриотического воспитания с учётом научной разработки  современных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях;
  • совершенствовать нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
  • шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных граждан;
  • повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • развивать и совершенствовать систему военно-патриотического воспитания граждан, вырабатывать перспективные формы и методы для повышения престижа военной и правоохранительной служб;
  • развивать материально-техническую базу патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих, воинских и служебных коллективах и общественных объединениях;
  • повышать вклад (роль) средств культуры и массовой информации в патриотическом воспитании граждан."
Программный подход к организации деятельности отличается "заточенностью" на достижение цели. Поэтому по окончании программы всегда правомерен вопрос о том, в какой мере достигнута ее цель. Если ориентироваться на рассматриваемый документ, то в 2020 году резонно будет спросить: "В какой мере удалось осуществить дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе?". Уже сейчас понятно, насколько сложно будет ответить на этот вопрос при существующей постановке цели программы. 

Вызывают обоснованные сомнения и формулировки задач программы. Задачи - это совокупность ожидаемых результатов, при достижении которых достигается цель программы. К примеру (читаем проект программы): дальнейшее совершенствование системы (цель) возможно, если решить задачу продолжения совершенствования системы (задача)... 

Приведу также перечень "обобщённых  оценочных показателей выполнения задач, поставленных в  государственной  программе "Патриотическое  воспитание  граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (кстати, почему-то в документе вообще нет индикаторов достижения цели программы - АК):
  1. Доля россиян, гордящихся тем, что являются гражданами Российской Федерации (процентов)   
  2. Доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан (процентов)
  3. Доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию (процентов)
  4. Количество выполненных федеральными органами власти мероприятий по патриотическому воспитанию по отношению к запланированному количеству (процентов)
  5. Количество награжденных организаций  (единиц)
  6. Количество награжденных граждан (человек)
  7. Численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу (человек)
  8. Количество  обучаемых  в образовательных  учреждениях  ДОСААФ России (человек)
  9. Количество исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и степень их внедрения в практику органов исполнительной власти и организаций (штук/процентов)
  10. Динамика преступлений на почве экстремизма, межнациональных и межконфессиональных отношений в молодежной среде
  11. Процент охвата детей и молодежи общественными объединениями и организациями от общего количества молодых людей в возрасте 14-30 лет
  12. Количество студенческих отрядов (единиц) / численность студентов в отрядах (человек.)
  13. Количество подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания (человек.)
  14. Количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных (единиц)
  15. Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т. д., единиц)
  16. Количество оборонно-спортивных лагерей (единиц)
  17. Количество действующих и вновь созданных научных центров патриотического воспитания, а также региональных опытно-экспериментальных площадок (единиц)
  18. Количество детских подростковых клубов по месту жительства и учебы и количество человек, занимающихся в них  (в среднем по 100 человек в клубе)
Возможно, и по показателям появляются вопросы? 
А кто сказал, что такую программу разработать легко?
Интересно будет посмотреть окончательный вариант.

PS Коллега прислал другой вариант проекта той же программы. Похоже, что тоже не окончательный вариант, т.к. не совпадает с цитатами из публикации РБК.

Комментариев нет:

Отправить комментарий