воскресенье, 27 октября 2024 г.

BRICS и оценка

Сегодня открылся прием заявок на выступления на международной конференции, тему которой звучит примерно примерно так: «Многомерная оценка, ориентированная на влияние и трансформацию». Организаторы конференции – Ассоциация оценки международного развития (IDEAS) и (внимание!) Новый банк развития (НБР), ранее известный как Новый банк развития БРИКС (международная финансовая организация, которая создана странами-членами БРИКС - Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР). Конференция пройдет с 4 по 6 марта 2025 года в Риме (Италия). Для всех докладчиков формат участия – офлайн. 

Программа конференции включает 6 тематических направлений: 

  1. Актуальность и сложность оценки Целей устойчивого развития
  2. Оценка трансформационных изменений 
  3. Контекст оценки и культура
  4. Гендер, права человека и равенство
  5. Развитие потенциала оценки
  6. Оценка устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с развивающейся экономикой

Насколько мне известно, это первое событие глобального масштаба, где рассматривается тема оценки в странах BRICS. Можно предположить, что НБР не случайно стал со-организатором данной конференции, и что он продолжит поддержку инициатив, связанных с оценкой. Политика НБР в сфере оценки, принятая в 2022 году, подтверждает, что банк придает большое значение этому направлению деятельности. 

Сайт конференции здесь.

четверг, 24 октября 2024 г.

Интеграция инструментов искусственного интеллекта в процессы оценки

Вчера в городе Портленд (шт.Орегон) в конгресс-центре (на фото) открылась очередная конференция Американской ассоциации оценки. Одна из тем, которую коллеги будут обсуждать, конечно же, связана с использованием искусственного интеллекта. Я насчитал порядка 10 сессий, в названия которых включены слова «искусственный интеллект». Одна из них, например, называется так: «Призраки в оценочной машине: этика, защита данных, метаоценка и качество оценки в эпоху искусственного интеллекта»… Было бы интересно послушать 😊 Ну, это, "когда воротимся мы в Портленд", как поётся в известной песне. 

Мы готовимся обсудить вопросы практического использования ИИ в оценке на одной из сессий в рамках Института оценки, который пройдет в Москве в декабре. Заявки на участие в Институте принимаются до 5 ноября ЗДЕСЬ.

Пока же посмотрим, что зарубежные коллеги пишут о проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта (ИИ):

  1. Проблемы конфиденциальности и безопасности данных. Использование ИИ в оценке часто подразумевает обработку больших объемов конфиденциальных данных, что вызывает серьезные проблемы. Неспособность должным образом защитить персонально идентифицируемую информацию может привести к юридическим последствиям и потере доверия.
  2. Проблемы предвзятости. Системы ИИ могут наследовать и усиливать предвзятость, заложенную при их обучении, что, в свою очередь, может привести к несправедливым или даже дискриминационным результатам оценок. От специалистов по оценке потребуются сознательные усилия для того, чтобы этого избежать.
  3. Закрытость процесса. Многие системы ИИ, особенно основанные на сложных алгоритмах, функционируют как «черные ящики», что затрудняет понимание того, как был получен тот или иной результат. Такое отсутствие прозрачности может подорвать доверие к результатам, полученным с помощью ИИ, и в целом усложнить обоснование результатов оценки. 
  4. Интеграция с существующими процессами. Внедрение инструментов ИИ требует существенных изменений в устоявшихся процессах оценки. Удастся ли их органично соединить с новыми технологиями? 
  5. Вопросы нормативного регулирования. Специалистам по оценке, использующим ИИ, может быть сложно ориентироваться в нормативно-правовом поле. Обеспечение соответствия систем ИИ правовым стандартам и этическим нормам может потребовать дополнительных усилий.
  6. Развитие новых навыков. По мере развития технологий ИИ растет необходимость в приобретении оценщиками новых навыков, имеющих отношение к внедрению и использованию ИИ. Следовательно, нужны качественные специализированные программы обучения. Их пока явно недостаточно.

воскресенье, 6 октября 2024 г.

С Днем учителя!

В 1986 году в Россию приезжал Карл Роджерс – один из основателей гуманистической психологии. В то время я учился на факультете психологии МГУ и попал на его выступление в университете. Очень повезло! 

К чему это я? Вчера был День учителя. Хотел бы поздравить всех причастных к этой замечательной профессии и напомнить вопросы, которые Карл Роджерс задал бы себе, если бы был учителем (статья с этими вопросами здесь): 

  1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
  2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
  3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
  4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
  5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
  6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
  7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?