Сегодня никто не станет отрицать, что оценка эффективности деятельности и оценка программ активно внедряются в практику российских органов государственного управления и государственных учреждений. Есть, однако, четкая тенденция: как только речь заходит об оценке, все, как правило сводится к формированию очередного механизма контроля (часто - общественного). Понятно, что осуществлять контроль без каких-либо полномочий сложно. Как говаривал Владимир Семенович Высоцкий: "Что за свадьба без цветов? Пьянка, да и все!". Потому все подобные инициативы предполагают наделение тех или иных структур формальными полномочиями осуществлять контроль, а также создание механизма введения санкций по результатам контроля. Достаточно обратиться к практике независимой оценки услуг социальных учреждений, о которой я писал ранее. А вот и совсем свежий пример: предложение депутата ГД РФ Дмитрия Носова, опубликованное в Парламентской газете на прошлой неделе. Далее - цитата из газеты:
"Мы должны разработать общественную систему оценки (курсив мой - АК) работы каждого чиновника от исполнительной власти», — считает депутат. Оценка будет складываться исходя из определённых критериев, к примеру, в части возвращения бюджетных средств. Таким образом, каждый чиновник мог бы получать балл, согласно которому он либо продвигается по службе, либо остаётся на месте, либо вовсе его покидает".
Мне кажется, что в этой тенденции есть два негативных момента:
- Модные нынче т.н. общественные системы оценки формируются зачастую несистемно и не имеют достаточных профессиональных и финансовых ресурсов.
- Оценка становится синонимом контроля, и уходит на второй план ее важнейшая развивающая функция - функция получения информации для принятия решений.