На открытии конференции АСОПП Ирина Решта сделала сообщение об истории развития оценки программ в России. Сам факт такого выступления считаю знаменательным. Спасибо Ирине и организаторам конференции! Сегодняшний пост - продолжение обсуждения этого выступления.
Думаю, что ответ на вопрос о том, когда в России появилась оценка проектов и программ социальной направленности, зависит, в первую очередь, от того, как мы определим само понятие «оценки» и какие критерии будем использовать для того, чтобы определить момент, который мы считаем её «появлением».
«Появлением» оценки можно считать, например:
- наличие документально подтвержденных фактов осуществления деятельности, совпадающей по ряду признаков с тем, что мы сегодня называем "оценкой", или
- первую публикацию об оценке социальных программ на русском языке, или
- первый семинар по оценке программ, проведенный в России, или
- первую оценку социальной программы, проведенную в России местными специалистами и т.д.
Очевидно, что даты появления оценки будут разными в зависимости от выбранного критерия её «появления». Например, диссертация на тему "Организационные формы и методы анализа и оценки государственных программ в США" была защищена в 1983 году в Институте США и Канады А.А.Воронковым, а в 1986 году вышла книга того же автора "Методы анализа и оценки государственных программ в США". Вам известны более ранние публикации об оценке программ на русском языке? Если нет, то можно ли отнести "появление" оценки в России к 1983 или к 1986 годам?
Теперь об определениях.
Если следовать известному определению Майкла Скривена, согласно которому оценка – это «определение ценности или достоинства чего-либо», то нам нужно будет признать, что оценка являлась неотъемлемой частью деятельности человека с начала времен. Наши далекие предки наверняка умели подбирать подходящие камни для изготовления примитивных орудий труда. Таким образом, в этом случае вопрос о том, когда появилась оценка, переходит в плоскость обсуждения развития первобытного человека.
Возьмем другое широко известное определение оценки, предложенное Майклом Пэттоном: «Оценка программы – это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о программе, повысить эффективность программы и/или разработать планы на будущее». Очевидно, что в этом случае оценка могла появиться лишь с появлением программ (проектов) в социальной сфере, не раньше. Не может же быть оценки программ, когда нет собственно программ. В этом случае вопрос о том, когда появилась оценка, переходит в плоскость обсуждения развития проектного/программного подхода в социальной сфере в нашей стране. Здесь тоже, кстати, есть перспектива погружения в глубину веков: вы легко найдете описания истории проектного подхода с упоминанием строительства египетских пирамид и Великой китайской стены.
Ирина Решта в своем сообщении об истории развития оценки в России сказала о том, что становление оценки в СССР относится к 20-30 годам прошлого века. В частности, она отметила (со ссылкой на книгу Автономова и Хананашвили "Оценка социальных проектов"), что «в этот период в нашей стране происходит выработка методов оценки, внедрение их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление». Мне этот тезис кажется весьма спорным. Тем более, что сами авторы упомянутой выше книги в начале главы "Очерк развития оценки проектов" (стр.192) утверждают, что до середины ХХ века "об оценке социальных проектов и речи не могло идти, ибо проектный подход... в социальной сфере не был еще открыт, разработан и внедрен. Но ситуация постепенно стала меняться в середине XX столетия, и в 1960-е гг. наблюдается бурное развитие оценочной деятельности в отношении различного рода проектов и политики государства". Если оговориться, что это бурное развитие поначалу происходило не в нашей стране, то ни вопросов, ни возражений не возникает.
Нам не следует пытаться превратить Россию в "родину слонов", как бы заманчиво это ни выглядело. Это не поможет, а, наоборот, будет мешать развитию оценки проектов и программ в нашей стране. К описанию исторических фактов следует относиться бережно и скрупулёзно, ведь «история - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого», как говорил знаменитый историк Ключевский. А интереснее всего поразмыслить именно о том, что же мы видим в будущем при свете этого фонаря...