Индикатор – это доступная наблюдению и измерению характеристика интересующего нас объекта (например, социальной программы) или явления, позволяющая судить о других характеристиках этого объекта или явления, недоступных непосредственному наблюдению и измерению.
Хороший пример индикатора - лакмус. Все наверняка помнят школьные опыты, когда т.н. лакмусовая бумага (бумага, пропитанная специальным веществом – лакмусом) использовалась для определения реакции среды. Еще и стишок был такой:
Индикатор лакмус - красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щёлочь здесь - не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
Естественно, реакцию среды нельзя наблюдать непосредственно, однако ее легко определить по изменению цвета лакмуса.
С индикаторами, связанными с программами и проектами, принцип остается тот же: найти такие признаки (характеристики), которые можно непосредственно наблюдать и измерять, и по которым можно судить о тех характеристиках проекта или программы, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно.
Например, программа может быть направлена на улучшение здоровья сотрудников предприятия. Это цель. По каким признакам можно будет судить о ее достижении? Вот несколько вариантов: общее число человеко-дней в год, пропущенных по причине временной нетрудоспособности (по больничным листам); процент сотрудников, которые были на больничном один раз, два раза, три раза за год; доля острых респираторных заболеваний в общем числе причин временной нетрудоспособности сотрудников и т.д. Все эти индикаторы мы можем замерить (посчитать их значения), имея официальную статистику заболеваемости сотрудников.
О чем важно помнить: значение индикатора ВСЕГДА должно быть численным. Если у нас вдруг получился индикатор типа «подготовлено учебное пособие» или «улучшен доступ к аналитическим данным», то это означает, что мы еще на полпути к успеху. Конечно, можно наблюдать готовность пособия и худо-бедно ощутить, как изменился доступ к данным. Но тут речь идет об измерении. По каким признакам (количественным) мы можем судить о готовности пособия? По каким признакам мы узнаем, что доступ к данным улучшился? Пока не дойдем до чисел, надо продолжать такой вопрос себе задавать.
Самая распространенная ошибка при формировании индикаторов – подмена индикаторов ожидаемыми результатами, которые не поддаются непосредственному наблюдению и для измерения которых нужны индикаторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий