Что мы узнали из исследований в сфере профессионализации оценки? Так называлась первая сессия, которая началась в 8 утра. На фото слева выступление Стюарта Доналдсона, бывшего президента Американской ассоциации оценки. Коллеги рассказали о двух исследованиях. В рамках одного из них была проведена оценка программы сертификации специалистов по оценке в Канаде. В рамках другого - опрос членов Американской ассоциации оценки.
Полная и краткая версии отчета по канадской оценке есть на сайте Канадского общества оценки, которое выступило заказчиком. Исполнители работы отметили, что с таким заказчиком им ранее не приходилось работать: слишком хорошо разбирается в оценке :) Оценка показала, что система сертификации хорошо себя зарекомендовала в среде профессионалов, но про нее не особенно знают работодатели и заказчики оценки. В рекомендациях именно на это обращено внимание. Опрос членов американской ассоциации показал, что не все так просто с внедрением системы сертификации. Есть и "за", и "против". Идею выработки и утверждения компетенций специалиста по оценке поддержало большинство членов ассоциации. В обсуждении выступлений принял участие хорошо знакомый многим россиянам Джон Гаргани, бывший президент Американской ассоциации (правое фото).
После этого на большом пленарном заседании выступил
приглашенный профессор с сообщением о том, как работает мозг. Точнее, он говорил об исследованиях по восприятию и запоминанию информации. Рассказывал живо. Были интересные факты. Например, он сказал, что внимание человека во время презентации или урока можно удерживать только первые 10 минут. После этого катастрофически падает концентрация. Поэтому надо разбивать все выступление на 10-минутные блоки и каждый из них начинать с живой истории, которая может заинтересовать слушателей. Он также сказал, что, по результатам последних исследований, человек склонен вначале воспринимать смысл, а затем - детали. В самом начале презентации был слайд о том, что аудио- и видеосъемка строго запрещены (см. фото слева). Это подтверждает, что профессор серьезный бизнес делает на своих выступлениях.
На следующей сессии вновь избранный президент
Американской ассоциации оценки Тесси Катсамбас рассказывала о том, какие компетенции нужны для проведения Appreciative Evaluation (можно перевести как "понимающая оценка"). Это подход, в основе которого лежит ориентация на достижения, сильные стороны и возможности для развития. Важнейшим моментом при проведении такой оценки является глубокий эмоциональный контакт специалиста по оценке с представителями программы, которая оценивается.
Дальше был Майкл Пэттон с лекцией об оценке, ориентированной на принципы. Цитата: "Абсолютно критично сформировать принципы деятельности до начала действий". Один из важных вопросов: чем принципы отличаются от ценностей? Ответ Пэттона: принципы ориентированы на действие, а ценности отражают то, во что мы верим, наши убеждения. С этой точки зрения 10 заповедей - принципы, в основе которых лежат определенные ценности. Я об этом подходе уже писал ранее. Будем читать книгу.
Потом я пошел послушать про то, как наши американские коллеги собираются реализовывать EvalAgenda2020. Если перейти по этой ссылке, то вы увидите, что в создании глобальной повестки развития оценки до 2020 года самое активное участие принимала Наталья Кошелева в бытность президентом IOCE и со-председателем EvalPArtners. Американские коллеги продекларировали свою приверженность этой повестке и сказали, что будут действовать как ассоциация через программу EvalPartners. При этом они также поощряют прямые партнерские связи между местными отделениями американской ассоциации и организациями специалистов по оценке в других странах. На фото (слева направо) Кэти Ньюкамер (президент АЕА), Тесси Катсамбас (вновь избранный президент АЕА) и Синтия Клэпп-Винсек (представитель АЕА в IOCE).
Дальше была любопытная сессия под названием "Консультирование после 50", где очень опытный и успешный консультант из Канады Гейл Баррингтон рассказывала о том, как с минимальными потерями перейти от работы в большой компании к независимому консультированию. На сессию, в основном. пришли люди, которые как раз находятся на распутье и рассматривают возможность фри-ланса как вариант продолжения карьеры. Могу сказать, что проблемы, которые люди озвучивали, не выглядят специфичными исключительно для США.
На сессии "Учимся плыть против течения: уроки феминизма" выступили Донна Подемс (ЮАР, справа) и Майкл Пэттон (в центре). Сессию модерировала Светлана Негрустуева (слева) - сопредседатель группы феминистской оценки (feminist evaluation). На фото справа - 6 характеристик феминистской оценки.
Последняя сессия, на которую мне удалось попасть, называлась "Построение теорий изменений с учетом сложности и динамичности систем". На фото - 6 ключевых характеристик динамичных систем. Несколько интересных мыслей.
После этого на большом пленарном заседании выступил
приглашенный профессор с сообщением о том, как работает мозг. Точнее, он говорил об исследованиях по восприятию и запоминанию информации. Рассказывал живо. Были интересные факты. Например, он сказал, что внимание человека во время презентации или урока можно удерживать только первые 10 минут. После этого катастрофически падает концентрация. Поэтому надо разбивать все выступление на 10-минутные блоки и каждый из них начинать с живой истории, которая может заинтересовать слушателей. Он также сказал, что, по результатам последних исследований, человек склонен вначале воспринимать смысл, а затем - детали. В самом начале презентации был слайд о том, что аудио- и видеосъемка строго запрещены (см. фото слева). Это подтверждает, что профессор серьезный бизнес делает на своих выступлениях.
На следующей сессии вновь избранный президент
Американской ассоциации оценки Тесси Катсамбас рассказывала о том, какие компетенции нужны для проведения Appreciative Evaluation (можно перевести как "понимающая оценка"). Это подход, в основе которого лежит ориентация на достижения, сильные стороны и возможности для развития. Важнейшим моментом при проведении такой оценки является глубокий эмоциональный контакт специалиста по оценке с представителями программы, которая оценивается.
Дальше был Майкл Пэттон с лекцией об оценке, ориентированной на принципы. Цитата: "Абсолютно критично сформировать принципы деятельности до начала действий". Один из важных вопросов: чем принципы отличаются от ценностей? Ответ Пэттона: принципы ориентированы на действие, а ценности отражают то, во что мы верим, наши убеждения. С этой точки зрения 10 заповедей - принципы, в основе которых лежат определенные ценности. Я об этом подходе уже писал ранее. Будем читать книгу.
Потом я пошел послушать про то, как наши американские коллеги собираются реализовывать EvalAgenda2020. Если перейти по этой ссылке, то вы увидите, что в создании глобальной повестки развития оценки до 2020 года самое активное участие принимала Наталья Кошелева в бытность президентом IOCE и со-председателем EvalPArtners. Американские коллеги продекларировали свою приверженность этой повестке и сказали, что будут действовать как ассоциация через программу EvalPartners. При этом они также поощряют прямые партнерские связи между местными отделениями американской ассоциации и организациями специалистов по оценке в других странах. На фото (слева направо) Кэти Ньюкамер (президент АЕА), Тесси Катсамбас (вновь избранный президент АЕА) и Синтия Клэпп-Винсек (представитель АЕА в IOCE).
Дальше была любопытная сессия под названием "Консультирование после 50", где очень опытный и успешный консультант из Канады Гейл Баррингтон рассказывала о том, как с минимальными потерями перейти от работы в большой компании к независимому консультированию. На сессию, в основном. пришли люди, которые как раз находятся на распутье и рассматривают возможность фри-ланса как вариант продолжения карьеры. Могу сказать, что проблемы, которые люди озвучивали, не выглядят специфичными исключительно для США.
На сессии "Учимся плыть против течения: уроки феминизма" выступили Донна Подемс (ЮАР, справа) и Майкл Пэттон (в центре). Сессию модерировала Светлана Негрустуева (слева) - сопредседатель группы феминистской оценки (feminist evaluation). На фото справа - 6 характеристик феминистской оценки.
Последняя сессия, на которую мне удалось попасть, называлась "Построение теорий изменений с учетом сложности и динамичности систем". На фото - 6 ключевых характеристик динамичных систем. Несколько интересных мыслей.
По ходу развития программа может претерпеть несколько качественных трансформаций, для каждой из которых надо строить свою теорию изменений. Для динамичных ситуаций, вероятно, имеет смысл строить теорию изменений в ретроспективе с опорой на приобретаемый опыт. Теория изменений - в том виде как она сегодня существует - не позволяет адекватно представить динамичную систему.
День завершился благотворительным аукционом, средства от которого идут на стипендии представителям развивающихся стран для посещения следующей конференции АЕА. На аукционе продаются различные вещицы, безвозмездно предоставленные участниками конференции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий