В последнее время был принят целый ряд решений на самом высоком уровне, в результате чего оценка стала внедряться в различных сферах государственного управления в России. Оценивается регулирующее воздействие вновь принимаемых законодательных и нормативных актов на бизнес (ОРВ); оценивается эффективность научных и образовательных учреждений; Счетная Палата приступила к оценке эффективности госпрограмм; начато внедрение т.н. независимой оценки качества социальных услуг. Список можно было бы продолжить.
Я бы хотел порассуждать об оценке государственных программ, поскольку оценка программ - наша основная специализация. Не требует обоснования тезис о том, что любая государственная программа представляет собой весьма сложную деятельность. Возьмем, к примеру, программу, направленную на сокращение ущерба для жизни и здоровья людей от дорожно-транспортных происшествий. В течение нескольких лет в масштабах огромной страны будет проводиться целый комплекс мероприятий, ориентированных на пешеходов, на водителей транспортных средств, на организацию дорожного движения и т.д., в результате чего ожидается снижение числа ДТП с серьезными последствиями.
Вполне закономерен вопрос: в какой мере деятельность в рамках программы позволяет добиваться поставленных целей?
Очевидно, что сам факт снижения (или даже увеличения) числа ДТП с тяжелыми последствиями на поставленный выше вопрос ответа не дает. Вопрос касается установления причинно следственных связей между деятельностью в рамках программы и результатами. Например, можно допустить, что несмотря на повышение числа ДТП программа окажется эффективной: без нее число ДТП возросло бы еще больше в силу не связанных с программой внешних факторов.
Заданный выше вопрос - не из простых. Если мы хотим получить на него аргументированный ответ, то замер значений десятка показателей нас не удовлетворит. Здесь требуется целенаправленно собрать достаточно большой объем эмпирических данных и тщательно проанализировать их.
Понимаю, что само упоминание необходимости проведения эмпирического оценочного исследования может вызвать негативную реакцию у администраторов любой программы. Подобные идеи не могут вызвать энтузиазма у сверхперегруженных чиновников. Но простым способом ответ на сложный вопрос получить нельзя. Как же внедрить оценку, не усложняя жизнь менеджера, а, наоборот, облегчая ее?
Выход мне кажется таким: для чиновника должен существовать простой интерфейс. То есть, образно говоря, если возникает потребность в информации, надо сформулировать вопросы и "нажать кнопку". Через определенное время должен прийти ответ. Менеджер не должен вникать в детали. Также как, например, водитель не должен знать все о каждой из нескольких десятков тысяч деталей, из которых состоит его автомобиль. Об этом должны знать конструкторы и специалисты сервис-центра.
Чтобы оценка заработала, надо сконструировать и внедрить новые управленческие системы, предполагающие, в том числе, использование внешних консультантов для оценки программ. Для этого потребуются время и ресурсы. И это тоже непростая задача. Однако если ее решить профессионально, получение хорошо аргументированного (как сейчас говорят, "доказательного") ответа на сложные вопросы станет для менеджеров вполне доступным.
Я бы хотел порассуждать об оценке государственных программ, поскольку оценка программ - наша основная специализация. Не требует обоснования тезис о том, что любая государственная программа представляет собой весьма сложную деятельность. Возьмем, к примеру, программу, направленную на сокращение ущерба для жизни и здоровья людей от дорожно-транспортных происшествий. В течение нескольких лет в масштабах огромной страны будет проводиться целый комплекс мероприятий, ориентированных на пешеходов, на водителей транспортных средств, на организацию дорожного движения и т.д., в результате чего ожидается снижение числа ДТП с серьезными последствиями.
Вполне закономерен вопрос: в какой мере деятельность в рамках программы позволяет добиваться поставленных целей?
Очевидно, что сам факт снижения (или даже увеличения) числа ДТП с тяжелыми последствиями на поставленный выше вопрос ответа не дает. Вопрос касается установления причинно следственных связей между деятельностью в рамках программы и результатами. Например, можно допустить, что несмотря на повышение числа ДТП программа окажется эффективной: без нее число ДТП возросло бы еще больше в силу не связанных с программой внешних факторов.
Заданный выше вопрос - не из простых. Если мы хотим получить на него аргументированный ответ, то замер значений десятка показателей нас не удовлетворит. Здесь требуется целенаправленно собрать достаточно большой объем эмпирических данных и тщательно проанализировать их.
Понимаю, что само упоминание необходимости проведения эмпирического оценочного исследования может вызвать негативную реакцию у администраторов любой программы. Подобные идеи не могут вызвать энтузиазма у сверхперегруженных чиновников. Но простым способом ответ на сложный вопрос получить нельзя. Как же внедрить оценку, не усложняя жизнь менеджера, а, наоборот, облегчая ее?
Выход мне кажется таким: для чиновника должен существовать простой интерфейс. То есть, образно говоря, если возникает потребность в информации, надо сформулировать вопросы и "нажать кнопку". Через определенное время должен прийти ответ. Менеджер не должен вникать в детали. Также как, например, водитель не должен знать все о каждой из нескольких десятков тысяч деталей, из которых состоит его автомобиль. Об этом должны знать конструкторы и специалисты сервис-центра.
Чтобы оценка заработала, надо сконструировать и внедрить новые управленческие системы, предполагающие, в том числе, использование внешних консультантов для оценки программ. Для этого потребуются время и ресурсы. И это тоже непростая задача. Однако если ее решить профессионально, получение хорошо аргументированного (как сейчас говорят, "доказательного") ответа на сложные вопросы станет для менеджеров вполне доступным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий