В последние годы много говорят и пишут о деколонизации науки. При желании можно найти много публикаций на эту тему в рунете (например, здесь). Одна из основных целей деколонизации науки - признание и устранение неравенств, которые возникают в результате колониального наследия. Колониальная наука часто приводила к маргинализации знаний и практик коренных народов, подавлению альтернативных мировоззрений и установлению гегемонии западной науки. Деколонизация науки предполагает критический анализ научной методологии и признание в качестве научных традиционных способов познания и критериев доказательности. Деколонизация науки также ориентирована на диверсификацию академических сообществ.
Не остались в стороне и специалисты по оценке. В прошлом году вышел в свет специальный выпуск Журнала мультидисплинарной оценки (Journal of MultiDisciplinary Evaluation), посвященный деколонизации оценки. Деколонизация – одно из приоритетных направлений деятельности Международной академии оценки (International Evaluation Academy), которая приняла самое активное участие в подготовке этой публикации.
Общая направленность деколонизации оценки примерно такая же, как в науке. Оценка в том виде, как она сегодня есть, родилась и развивалась на западе при полном игнорировании традиций коренных народов. Это надо менять, считают сторонники деколонизации оценки, и бросают вызов широко известным и общепринятым подходам к проведению оценки – от постановки задачи и выбора методов получения знаний до представления результатов оценки и их визуализации.
Вначале я хотел озаглавить эту публикацию так: «Надо ли нам деколонизировать оценку в России?», но потом решил, что лучше закончить этим вопросом. Тут есть, о чем подумать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий