четверг, 18 апреля 2013 г.

Профессиональные компетенции специалиста по оценке программ

Как известно, компетенции — это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, позволяющие эффективно выполнять определенную деятельность (достигать результатов). Подробнее о "компетенциях" можно почитать, например, здесь. Приведенное выше определение взято именно из этой статьи О.Светлышевой. Важной особенностью этого определения является акцент на эффективном выполнении деятельности, а не только на наличии совокупности знаний, умений и навыков.
Почему важно иметь четко сформулированные компетенции для специалиста по оценке программ? Приведу несколько причин:
  • Чтобы знать, чему учить (компетенции - основа для формирования образовательных программ)
  • Чтобы знать, чему учиться (компетенции - основа для планирования и осуществления самообразования)
  • Чтобы принять на работу правильного человека (наличие определенного набора компетенций - основание для выбора специалиста)
  • Чтобы оценить уровень профессионального развития специалиста (например, для сертификации или в рамках регулярной оценки персонала организации)
  • Чтобы определить рамки профессии (компетенции позволяют показать отличия данной профессии от других, что особенно важно на стадии становления новой профессии, каковой является оценка программ)
Активное обсуждение компетенций специалистов по оценке программ в профессиональной среде началось относительно недавно - в конце 80-х -начале 90-х годов прошлого века. Наиболее известны публикации Джин Кинг (Jean King) из США и группы исследователей под ее руководством; Канадского общества оценки (Canadian Evaluation Society), которое создало первую в мире систему сертификации специалистов; Б.Инглиша, представителя Австрало-Азиатского общества оценки (Austral-Asian Evaluation Society). А вот это, насколько я знаю, первая книжка целиком посвященная компетенциям специалистов по оценке:  Russ-Eft, D. F. (2008). Evaluator competencies : standards for the practice of evaluation in organizations (1st ed.). San Francisco: Jossey-Bass. В ней рассматриваются компетенции, предложенные IBSTPI (Международный совет по стандартам в сфере тренинга, оценки деятельности и инструктирования).

С учетом того, как развивается оценка программ в нашем регионе, я бы предложил следующие сферы компетенций:
  1. Разработка социальных проектов и программ
  2. Экспертная оценка
  3. Мониторинг
  4. Эмпирическая оценка
  5. Взаимодействие с людьми
  6. Управление деятельностью по проведению оценки
  7. Стандарты профессиональной деятельности и этика оценки
  8. Консультирование
Думаю, что формирование перечня компетенций специалистов в сфере оценки программ и проектов станет одним из важных направлений деятельности вновь создаваемого в России "Общества оценивания программ и политик"

2 комментария:

  1. Круто! А правильно я понимаю, что Джин Кинг продолжает вести рабочую группу по стандартам и комптенциям, и материалы постоянно обновляются. Это на сайте АЕА?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не совсем так. Комитет по стандартам в АЕА компетенциями не занимается. У Джин Кинг мандата на эту деятельность по компетенциям от АЕА нет. Она занимается этим вопросом по собственной инициативе. С ней работает группа исследователей, включая ее аспирантов, из разных стран. В общем, это ее научная тема, имеющая большую общественную значимость. Вот сейчас будет девочка защищаться по этой теме еще одна у нее в Миннеаполисе. Потому на сайте АЕА постоянно обновляемой странички нет. Да и нигде нет. Пока нет.

      Удалить