пятница, 30 августа 2013 г.

Карен Фелан устала притворяться и рассердилась

"Простите, я разрушил вашу компанию. Почему бизнес-консультанты - это проблема, а не решение". Книгу с таким названием написала Карен Фелан, соучредитель ... консалтинговой фирмы Operating Principals, которая помогает компаниям заменить неработающие управленческие практики работающими. Она проработала больше 30 лет консультантом в таких компаниях, как Deloitte & Touche и Gemini Consulting, а после работала топ-менеджером нескольких компаний из списка Fortune 100.
Естественно, в заголовке книги Карен не имеет в виду свою собственную консалтинговую фирму."Плохие парни" сосредоточены, по ее мнению,
в крупных консалтинговых компаниях (далее привожу цитату из книги): "Когда я говорю о консультантах по менеджменту, я имею в виду тех, кто работает с высшим звеном корпоративного руководства и советует им, что делать. Конкретнее, мой гнев направлен прежде всего на крупные консалтинговые компании, которые нанимают MBA с дипломами, на которых еще краска не просохла, и вооружают их электронными таблицами, типовыми методиками, тарабарским жаргоном и немалым нахальством. Я обвиняю этих людей в том, что они породили и распространили многие управленческие мифы, из которых выросли несколько величайших проблем сегодняшнего бизнеса — отсутствие инноваций, погоня за быстрой прибылью, одержимость финансовыми результатами в ущерб созданию нужных продуктов и услуг и измотанные, заезженные и пассивные работники". Полагаю, многие менеджеры, имеющие опыт взаимодействия с бизнес-консультантами, с этими утверждениями г-жи Фелан согласились бы (полностью либо частично).
А вот еще одна цитата из книги К.Фелан: "Я написала эту книгу, потому что за 30 лет работы устала притворяться. А притворяться мне пришлось много. Больше всего я устала смотреть на отношение к людям как к активам, которые нужно контролировать, измерять, стандартизировать и оптимизировать. Я не могу честно сказать, чем занимаюсь, потому что никто не купит мои услуги, если я скажу, что помогаю людям лучше работать вместе. Вместо этого я притворяюсь, что продаю методологии, модели, метрики, процессы и системы".
Вот такие дела...
Заголовок броский. Книга написана хорошо и наверняка привлечет внимание читателей. Однако, если говорить серьезно, я думаю, что не стоит преувеличивать роль и возможности консультантов. Мне приходилось встречать компании, которые разрушались менеджерами или собственниками, но я ни разу не видел, чтобы компании разрушались внешними консультантами. Ущерб от внешних консультантов бывает ощутимым, но чтобы консультант как Терминатор оставил после себя от компании одно пепелище - это вряд ли. И такие консультанты уж точно долго на рынке не удержатся, ведь главное, что есть у консультанта, - это репутация и отзывы клиентов. Поэтому считать консалтинг империей зла было бы некоторым преувеличением. Карен этого и не имела в виду, вообще-то.
Мне понравился один из комментариев на форуме, где обсуждалась упомянутая книга: "Любая компания-лидер - это "шедевр" конкретного топ-менеджера. Система и инструменты управления, стратегия и т.п. - это не более, чем холст, краски, знание законов перспективы, цвета и т.п., сами по себе они не способны создать шедевр.Консультант может подсказать, как получше натянуть холст, какие лучше выбрать краски или еще что-то в этом роде, но он никогда не поможет создать выдающееся полотно".
Интересно, как отнесутся к этой книге профессиональное сообщество бизнес-консультантов и крупные консалтинговые компании? Не получилось ли так, что Карен перешла некую этическую грань с профессиональной точки зрения?

1 комментарий:

  1. http://www.bkconnection.com/static/Sorry_I_Broke_Your_Company_EXCERPT.pdf Это несколько начальных страниц из ее книги

    ОтветитьУдалить