среда, 22 июля 2020 г.

Данные исследований и личный опыт: что работает при принятии решений?

Пфеффер и Саттон - авторы книги "Доказательный менеджмент. Новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса" - пишут: "Предположим, врач или менеджер принимает решение, которое не основано на лучших на данный момент доказательствах. В чем его винить? Проще всего предположить худшее: глупость, лень, обман. Но в реальности дело обстоит несколько иначе. Опытные практики избегают поиска новых доказательств (лучших на данный момент - АК), потому что они доверяют своему собственному опыту больше, чем исследованиям. Большинство из них почти наверняка признали бы проблемы с небольшим размером выборки, на базе которой формировался личный опыт, но, тем не менее, информация, полученная из первых рук, часто кажется богаче и ближе к реальным знаниям, чем слова и данные в журнальной статье" (Evidence-Based Management by Jeffrey Pfeffer and Robert I. Sutton).

В качестве подтверждения наблюдения Пфеффера и Саттона приведу две цитаты. 

Президент Беларуси А.Лукашенко (опубликовано РИА "Новости" 02.04.2020):
"Вчера один очень умный россиянин (ученый – ред.), я послушал, сказал: надо физически бороться с ним (коронавирусом – ред.). Я думаю, как же физически? Надо себя защитить от опасности. Спортом заниматься надо и на свежем воздухе быть. Надо легким помочь. Мы, говорит, на диете сидели, а нужна жирная пища. И я тоже ограничивал себя. А сливочное масло надо сейчас есть, оказывается, жир помогает легким бороться с вирусами", - сказал Лукашенко. По словам президента, если специалист, ученый, такое говорит, "наверное, не дурак". "Вот я из опыта своего его в этом поддерживаю" (выделено мной - АК), - заметил он".

Президент США Д.Трамп (опубликовано BBC News 19 мая 2020 года):
"На вопрос о том, что он считает доказательствами положительных качеств  гидроксихлорохина (для профилактики COVID-19 - АК), г-н Трамп ответил: "Вот мои доказательства: я получил много положительных отзывов об этом"  (выделено мной - АК). Он добавил: "Я слышал много хороших историй [о гидроксихлорохине]  (выделено мной - АК), и если это нехорошо, я скажу вам прямо: я не собираюсь причинять себе вред".

Наверное, этот эффект следует отнести к сфере психологии. Мы более склонны признавать данные исследований в качестве доказательств, если они соответствуют нашему личному опыту. И, наоборот, если данные исследований не подтверждаются нашим личным опытом либо противоречат ему, использование таких данных может оказаться под вопросом. Можете провести мысленный эксперимент и проверить, так ли это в Вашем случае применительно к тем решениям, которые принимаете Вы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий