четверг, 25 марта 2021 г.

Бегущие впереди паровоза

В 1964 году американский социолог Гарольд Виленски опубликовал результаты исследования, в котором на основе изучения истории развития 18 видов трудовой деятельности (в США) была предложена универсальная модель "профессионализации" - превращения некоторого вида деятельности в профессию [Wilensky, H. L. (1964) The professionalization of everyone? American Journal of Sociology, 70(2), 137-158]. 

Модель Виленски включает 5 этапов развития профессии.

  1. Полная занятость. На ранней стадии развития профессии не предполагают полной занятости. Люди посвящают им лишь часть своего рабочего времени. Появление тех, кто 100% своего рабочего времени тратит на тот или иной вид деятельности знаменует первый шаг на пути превращения этого вида деятельности в профессию.
  2. Профильное обучение/образование. Естественным следствием полной занятости является потребность в специализированной подготовке. Появляются соответствующие курсы и "школы". Профильное обучение настоятельно рекомендуется.
  3. Формирование профессиональной ассоциации. Первые выпускники соответствующих курсов и те, кто продвигает идею обязательного обучения, формируют профессиональную ассоциацию. 
  4. Признание профессии на законодательном уровне. Принимаются законодательные акты, которые закрепляют наименование и требования к специалистам. В отдельных случаях (например, в медицине)  могут быть приняты нормы, которые квалифицируют как преступление занятие определенным видом деятельности без должной подготовки.
  5. Кодекс профессиональной этики. Формируются правила, гарантирующие защиту клиентов, противодействующие внутренней конкуренции и исключающие неквалифицированное выполнение работ. 

Примерно в то же время, когда Виленски занимался изучением закономерностей развития профессий, другой американский исследователь Эверетт Роджерс написал книгу "Диффузия инноваций" [Rogers, E. (1962). Diffusion of innovations. New York: Free Press.]. В ней он, в частности, обратил внимание на то, что инновации (например, новые продукты) принимаются не сразу. Он даже предложил классификацию людей по степени их готовности к принятию нововведений:

  • Новаторы – люди, стремящиеся к новизне, склонные к риску; они являются «проводниками» инноваций в обществе (их совсем немного).
  • Ранние последователи – люди, склонные к принятию инноваций, но более осторожные, чем новаторы; они начинают использовать новинки тогда, когда увидят, что ими пользуются новаторы или какие-либо известные люди (их больше, чем новаторов, но тоже не очень много).
  • Раннее большинство – люди достаточно консервативные, они начинают пользоваться новинками уже тогда, когда довольно большое количество людей их освоило. Но когда раннее большинство приняло инновацию – можно считать, что она внедрена в сознание людей.
  • Позднее большинство – привлечение этой части населения фактически означает, что новинка перестала быть таковой и стала продуктом массового потребления. В это время новаторы уже начинают использовать более новые продукты.
  • Отстающие – наиболее консервативная часть населения, люди, упорно продолжающие использовать те продукты и подходы, к которым привыкли.

Оценку проектов и программ, конечно же, можно считать инновацией для нашей страны. У нас и проектный подход относительно недавно получил по-настоящему широкое распространение. Мы видим, что пока совсем небольшое число людей вовлечено в оценку. Когда 20 лет назад у нас только начиналось движение по развитию оценки, это точно были сплошные "новаторы" (по Роджерсу). Сейчас к ним потихоньку  присоединяются "ранние последователи". Однако мы наверняка можем констатировать, что количество специалистов по оценке, работающих на условиях полной занятости, в нашей стране пока совсем незначительно и "школы", которая бы готовила профессионалов в сфере оценки у нас тоже пока нет. Поэтому, если вернуться к модели Виленски, можно сказать, что профессиональная ассоциация у нас была создана с некоторым опережением по отношению к уровню развития профессии. Этим, в частности, можно объяснить ряд сложностей, с которыми сталкивается АСОПП (Ассоциация специалистов по оценке программ и политик), и особенностей ее развития. 
У наших англоязычных коллег это называется "поставить телегу впереди лошади" ("put the cart before the horse"). По-русски это звучит как "бежать впереди паровоза". Думаю, эта метафора достаточно точно характеризует положение дел с нашим профессиональным объединением. Справедливости ради замечу, что она подходит и для коллег из соседних стран, где также есть ассоциации специалистов по оценке, и для десятков национальных ассоциаций по оценке в дальнем зарубежье. Не вижу в беге впереди паровоза ничего плохого. Сам участвую в нем более 20 лет :) Надо только четко осознавать, каким именно "видом спорта" мы занимаемся - без иллюзий. Забег продолжается! 

1 комментарий:

  1. Профессии "завезенные" будуть иметь несколько иную траекторию прфессионализации. Скорее это кривая, а не восходящая, где важным пунктом должна стоять - легитимация в проектах.

    ОтветитьУдалить