В 1964 году американский социолог Гарольд Виленски опубликовал результаты исследования, в котором на основе изучения истории развития 18 видов трудовой деятельности (в США) была предложена универсальная модель "профессионализации" - превращения некоторого вида деятельности в профессию [Wilensky, H. L. (1964) The professionalization of everyone? American Journal of Sociology, 70(2), 137-158].
Модель Виленски включает 5 этапов развития профессии.
- Полная занятость. На ранней стадии развития профессии не предполагают полной занятости. Люди посвящают им лишь часть своего рабочего времени. Появление тех, кто 100% своего рабочего времени тратит на тот или иной вид деятельности знаменует первый шаг на пути превращения этого вида деятельности в профессию.
- Профильное обучение/образование. Естественным следствием полной занятости является потребность в специализированной подготовке. Появляются соответствующие курсы и "школы". Профильное обучение настоятельно рекомендуется.
- Формирование профессиональной ассоциации. Первые выпускники соответствующих курсов и те, кто продвигает идею обязательного обучения, формируют профессиональную ассоциацию.
- Признание профессии на законодательном уровне. Принимаются законодательные акты, которые закрепляют наименование и требования к специалистам. В отдельных случаях (например, в медицине) могут быть приняты нормы, которые квалифицируют как преступление занятие определенным видом деятельности без должной подготовки.
- Кодекс профессиональной этики. Формируются правила, гарантирующие защиту клиентов, противодействующие внутренней конкуренции и исключающие неквалифицированное выполнение работ.
Примерно в то же время, когда Виленски занимался изучением закономерностей развития профессий, другой американский исследователь Эверетт Роджерс написал книгу "Диффузия инноваций" [Rogers, E. (1962). Diffusion of innovations. New York: Free Press.]. В ней он, в частности, обратил внимание на то, что инновации (например, новые продукты) принимаются не сразу. Он даже предложил классификацию людей по степени их готовности к принятию нововведений:
- Новаторы – люди, стремящиеся к новизне, склонные к риску; они являются «проводниками» инноваций в обществе (их совсем немного).
- Ранние последователи – люди, склонные к принятию инноваций, но более осторожные, чем новаторы; они начинают использовать новинки тогда, когда увидят, что ими пользуются новаторы или какие-либо известные люди (их больше, чем новаторов, но тоже не очень много).
- Раннее большинство – люди достаточно консервативные, они начинают пользоваться новинками уже тогда, когда довольно большое количество людей их освоило. Но когда раннее большинство приняло инновацию – можно считать, что она внедрена в сознание людей.
- Позднее большинство – привлечение этой части населения фактически означает, что новинка перестала быть таковой и стала продуктом массового потребления. В это время новаторы уже начинают использовать более новые продукты.
- Отстающие – наиболее консервативная часть населения, люди, упорно продолжающие использовать те продукты и подходы, к которым привыкли.
Профессии "завезенные" будуть иметь несколько иную траекторию прфессионализации. Скорее это кривая, а не восходящая, где важным пунктом должна стоять - легитимация в проектах.
ОтветитьУдалить