четверг, 25 ноября 2021 г.

Оценка внедрения инноваций

Мgогие проекты и программы бывают связаны с внедрением нововведений. Легкость внедрения нововведения зависит от многих факторов, включая свойства самой инновации. На это, в частности, обратил внимание Эверетт Роджерс в книге "Диффузия инноваций" (написана 60 лет назад!). Он выделил 5 характеристик нововведения, которые влияют на процесс его внедрения: 
  1. Преимущество новой идеи перед тем, что было раньше.
  2. Совместимость новой идеи с существующими ценностями, прошлым опытом и сегодняшними потребностями.
  3. Легкость понимания нововведения. 
  4. Возможность опробовать нововведение – внедрить временно, для апробации. 
  5. Возможность наблюдать со стороны за результатами внедрения. 
Соответственно, ход внедрения можно оценивать с учетом этих характеристик. Они, в числе прочего, помогут понять причины успехов либо трудностей. Для многих социальных инноваций, как мне кажется, проблематична апробация (пробное или временное внедрение - п.4). 

Актуальность концепции Роджерса (естественно, она не ограничивается вышеприведенными пятью характеристиками) для социальных инноваций - тема интересная и заслуживающая отдельного обсуждения. Три статьи для примера: 
  • Hains, Bryan & Hains, & Hains, Kristina. (2020). Community Reaction towards Social Innovation: A Discussion of Rogers’ Diffusion of Innovations Theory in Consideration of Community Emotional Response. Journal of International Agricultural and Extension Education. 27. 34-46. 10.5191/jiaee.2020.27103. 
  • Schuster, J. and N. Kolleck (2020). "The Global Diffusion of Social Innovations – An Analysis of Twitter Communication Networks Related to Inclusive Education." Frontiers in Education 5(193).
  • Сурнина Т.В. Социально-педагогические возможности диффузии инноваций в системе социальных служб // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/187PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/187PVN315

Комментариев нет:

Отправить комментарий