среда, 12 января 2022 г.

Виды анализа эффективности затрат

Анализ эффективности затрат в социальных программах и оценка  экономической эффективности последних активно обсуждаются в профессиональном сообществе на протяжении нескольких десятилетий. В нашей стране эта тема оказалась в центре внимания в последние 10 лет.  

Публикаций на русском языке уже достаточно много. В качестве примеров можно привести: 

- Книгу  "Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ"

- Материалы вебинара «Стоимостные подходы к оценке социальных программ. Оценка социально-экономической эффективности»

- Материалы в группе "Оценка социального воздействия НКО - обсуждаем импакт вместе!"

Я хотел бы сегодня кратко рассказать о классификации видов анализа эффективности затрат в контексте оценки образовательных программ, предложенной в книге Левин и МакЭван (Levin, H. M., & McEwan, P. J. (2001). Cost-effectiveness analysis: methods and applications (2nd ed.). Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications), обложка которой размещена выше в качестве иллюстрации. 

Анализ затраты-эффективность предполагает сравнение нескольких вариантов социального воздействия. Сравнение происходит на основании расчета стоимости на единицу эффективности. Например, если речь идет об обучении детей чтению, эффективность можно измерять в баллах по итогам тестирования. Соответственно, здесь может идти речь о стоимости повышения результатов тестирования на 1 балл. Здесь можно почитать об использовании анализа "затраты-эффективность" для выбора приоритетных проектов предприятий. 

Анализ затраты-выгоды предполагает сравнение выгод в денежном выражении с затратами в денежном выражении. Такой анализ применим в случае, когда выгоды можно представить в денежном выражении. Пусть некая программа направлена на то, чтобы сократить число учеников, которые бросают школу (пример, который приводят авторы книги). Известно, что люди, имеющие полное среднее образование, зарабатывают больше тех, которые такого образования не имеют. Используя имеющиеся данные, можно рассчитать, соотношение затрат на программу и выгод с точки зрения будущего дохода благополучателей. Здесь анализ "затраты-выгоды" рассматривается на примере домашних визитов к детям. 

Анализ затраты-полезность похож на анализ "затраты-эффективность". Здесь предполагается сравнение нескольких вариантов социального воздействия на основании расчета стоимости на единицу полезности. В медицинских программах в качестве единиц полезности используются, например, годы жизни пациента с поправкой на качество (QALY). В образовательных программах полезность может измеряться в единицах, предполагающих совместное использование нескольких мер эффективности с учетом их значимости (веса). При обучении чтению это могут быть скорость, понимание, знание слов, удовлетворенность учащихся чтением. По мнению авторов, максимальный вес при расчете полезности имеет понимание, а минимальный - удовлетворенность. Здесь описывается методология анализа "затраты-полезность" при проведении фармакоэкономических исследований.

Анализ затраты-осуществимость, в отличие от трех предыдущих видов анализа, предполагает реалистичность использования тех или иных подходов с точки зрения имеющегося бюджета. Поэтому здесь основной фокус - на затратах, а о результатах речь не идет. Мне не удалось найти ссылок на русскоязычные публикации, относящиеся к данному виду анализа. Развернутый пример инструментария для такого анализа на английском языке можно посмотреть здесь (применительно к онлайновым образовательным программам).

Краткое изложение классификации от Левин и МакЭван на английском языке здесь. Много полезных ресурсов есть на сайте Центра, основанного Генри Левиным при университете Пенсильвании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий