среда, 14 июня 2023 г.

Размышления об экосистеме оценки социальных программ и проектов

Экосисте́ма - основная природная единица на поверхности Земли, совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям. 
В начале 1990-х годов специалист по бизнес-стратегиям Джеймс Мур предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. 

Попытаемся представить себе экосистему оценки социальных программ и проектов. Хотел бы сразу подчеркнуть, что это публикация в жанре «мысли вслух» без претензии на представление стройной комплексной модели. Скажем так, для затравки.

Причиной появления и развития экосистемы оценки, вероятно, можно считать потребность в информации, возникающую у лиц, принимающих решения, связанные с социальными программами и проектами. Это, в частности, означает формирование определенной культуры принятия решений, основанной на доказательном подходе. Значит, программы подготовки и повышения квалификации менеджеров для социальной сферы должны включать соответствующие разделы. Содержание подготовки определяют учебные заведения – государственные и негосударственные. Лица, принимающие решения, представляют самые разные организации – от финансирующих (государственных и негосударственных) до специализированных, занимающихся непосредственной реализацией социальных проектов и программ.
Спрос на внешнюю оценку должен удовлетворяться предложением со стороны специализированных компаний и фрилансеров. Качественные услуги в сфере оценки они могут оказать лишь при наличии необходимых компетенций. Здесь мы опять возвращаемся к учебным заведениям, которые должны обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов по оценке. 
Для осуществления внутренней оценки и само-оценивания организациям социальной сферы понадобятся либо штатные специалисты по оценке, либо компетенции, позволяющие программным специалистам квалифицированно проводить оценку своих инициатив. Это еще одно направление деятельности для учебных заведений. 
Для развития оценки необходимо проведение систематических исследований. Это позволит формировать специализированную базу знаний, создавать науку оценивания вместе с зарубежными коллегами, актуализировать образовательные программы. Это – сфера деятельности исследовательских центров, университетов.
Важным элементом экосистемы оценки является профессиональная ассоциация, которая в числе прочего определяет стандарты профессиональной деятельности в сфере оценки и влияет на программы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов.
Социальные программы и проекты реализуются в интересах граждан (благополучателей), которые также входят в экосистему оценки. Полагаю, в экосистему оценки должны быть включены и депутаты разных уровней, избранные гражданами и представляющие их интересы. 
Информирование и просвещение в сфере оценки – важная функция, которая осуществляется как перечисленными выше участниками экосистемы (обучающие и образовательные учреждения, компании и специалисты, профессиональная ассоциация), но и средствами массовой информации, в том числе, электронными. Сюда надо отнести и блогеров. 
Для проведения оценки нужны современные технологии, программное обеспечение. Говорят, при проведении оценки уже начали использовать искусственный интеллект. Значит, в нашу экосистему войдут и разработчики таких технологий, и провайдеры соответствующих услуг.

Здесь, пожалуй, пора поставить многоточие… 😊 

Комментариев нет:

Отправить комментарий