среда, 23 июля 2025 г.

К вопросу об онлайновом обучении

Несколько лет назад я решил, что публикации в блоге должны быть регулярными и стараюсь писать раз в неделю. Дисциплинирует :) Публикации так или иначе связаны с тем, какие профессиональные задачи приходится решать. Заметил, что паузы в публикациях чаще всего также связаны с текущими проектами, точнее, с их числом и сложностью. Именно так произошло и на этот раз. 3-х недельная пауза в публикациях связана с тем, что – помимо прочего - мы завершали онлайновый курс по системному мышлению и проводили оценку деятельности клуба PROОЦЕНКУ. 
Сегодня хочу несколько слов сказать о курсе «Системное мышление», который мы с новосибирским ИнА Центром проводили впервые. Само собой разумеется, что содержание курса было необычным: мы размышляли о том, как мы думаем, и как это можно делать эффективнее в сложных быстро меняющихся обстоятельствах. Общее мнение: получилось интересно; в целом эксперимент удался.
Думаю, одним из важных факторов стало построение курса. На онлайновом занятии предлагался новый материал в формате мини-лекции. За этим следовало практическое задание, которое участники выполняли в малых группах с последующим обсуждением в общей группе. Это задание было связано с каким-то из ключевых положений нового материала. В конце онлайновой встречи участники получали домашнее задание, в рамках которого им предлагалось: 
1) поразмышлять индивидуально и соотнести новый материал с контекстом, в котором они живут и работают; 
2) а затем провести онлайновую встречу в малой группе из 3 человек, где обсудить результаты индивидуальных размышлений и возникшие вопросы.
Результаты обсуждений в малых группах направлялись преподавателю.
В начале следующей онлайновой встречи участникам предлагался обзор результатов выполнения домашнего задания. Иногда этот обзор сопровождался дополнительной информацией и ответами на возникшие вопросы. 
Я имел возможность (а) знакомиться с результатами выполнения всех домашних заданий от каждой из 11 малых учебных групп и (б) обсуждать ход и результаты обучения со многими участниками индивидуально. Могу с уверенностью сказать, что обсуждения в малых учебных группах за рамками онлайновых сессий были для большинства очень важной составляющей обучения и имели существенное влияние на его результаты. По данным итогового анкетирования почти 90% участников рекомендовали в будущем сохранить этот компонент. На этом можно было закончить, но… ведь есть еще 10% участников, которые рекомендовали оставить только индивидуальные домашние задания. Потому, наверное, следует оставить в будущем и такую возможность, чтобы человек мог выбрать оптимальный для себя вариант. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий