среда, 4 декабря 2019 г.

Оценка и социальная справедливость

В последние годы многие говорят о том, что оценка может и должна играть важную роль в достижении социальной справедливости. О чем идет речь? В данном тексте я буду опираться на презентацию RACHEL VOTH SCHRAG (Рейчел Вот Шраг), в которой имеются ссылки на разные авторитетные источники. Фрагменты презентации выделены курсивом.

Ценности социальной справедливости:

  • Ресурсы должны быть распределены так, чтобы каждый мог жить достойной жизнью.
  • Все люди имеют равные права и должны быть признаны во всем их разнообразии.
  • Все люди должны иметь возможность выступать от своего имени, а их мнения должны быть представлены соответствующим образом.

Оценка, ориентированная на социальную справедливость, стремится к пониманию взаимозависимости личности, сообщества и общества; использует разумный демократический процесс для генерирования знаний о социальных проблемах и социальных воздействиях и использует это знание в целях социального развития. 

Ключевым моментом в приведенной выше цитате, на мой взгляд, является упоминание "разумного демократического процесса" и "использования знаний в целях развития". Здесь об этом не говорится, но имеется в виду противопоставление такого подхода к оценке традиционному академическому подходу, где четко определены критерии научного знания. Интересующиеся могут более подробно почитать про "демократию знания", например, здесь

Оценка, ориентированная на социальную справедливость:
  • отвергает возможность нейтральной позиции того, кто ее проводит,
  • предполагает критический анализ социально-политических сил, формирующих контекст оценки, в том числе, анализирует причины принятия решений о проведении оценки,
  • освещает неравенства и несправедливости, а не маскирует их,
  • направлена на облегчение открытого обсуждения (и признаёт при этом естественные пределы наших возможностей организовать его),
  • вовлекает все заинтересованные стороны,
  • использует подходы, которые позволяют услышать голос благополучателей на всех этапах процесса оценки,
  • ориентирована на использование знаний в целях достижения справедливости и осуществления позитивных перемен.
Хотел бы обратить внимание на последний пункт. Это к теме об "активизме" в оценке, о чем я писал недавно. Имеются в виду действия специалистов по оценке, направленные на те или иные изменения, предпринимаемые ими по собственной инициативе независимо от позиций третьих сторон, например, заказчиков оценки, органов государственной власти и т.д.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий