понедельник, 22 декабря 2025 г.

Компетенции специалиста по оценке: всё непросто

В середине 90-х годов канадские коллеги (Канадское общество оценки) начали работу по описанию компетенций специалиста по оценке. Вскоре после этого аналогичная работа была проведена американцами (Американская ассоциация оценки) и австралийцами (Австралийское общество оценки). Во всех трех случаях подходы по формированию перечня компетенций были идентичными ("снизу -  вверх"): коллеги просили опытных специалистов по оценке отрефлексировать свой опыт. На основании их ответов были подготовлены проекты документов, которые предлагались для обсуждения в профессиональном сообществе. По итогам этих обсуждений принимались окончательные версии. Таким образом, первые перечни компетенций формировались на основании многолетнего практического опыта проведения оценки в странах, где степень зрелости оценки как профессии была достаточно высокой. Можно предположить, что проведение подобной работы было признаком зрелости профессии в этих странах. В этой презентации есть информация о профессионализации оценки

В начале 2000-х было опубликовано уже около полутора десятков перечней компетенций. В 2016 году появились компетенции специалиста по оценки от Группы оценки ООН. В этой презентации есть несколько перечней компетенций, включая ооновский.   

Многие считают, что сущностных отличий между этими перечнями нет. Именно поэтому Американская ассоциация оценки выступила с инициативой договориться всем о некотором «ядре» компетенций, которое стало бы общим для всех стран и составило бы ориентировочно 60-80% от национальных перечней. Оставшиеся 20-40% могли бы быть специфичными для конкретной страны. Была даже сформирована международная рабочая группа для реализации этой идеи. Вроде бы, все логично: речь же идет об одной и той же профессии. Но не тут-то было…

И здесь перехожу к тому, что всё непросто 😊 (см. заголовок). Список сложностей, конечно, не исчерпывающий. 

  • Договориться не удалось. Не буду вдаваться в подробности, но полагаю, что, степень зрелости оценки как профессии в мировом масштабе оказалась недостаточно высокой для достижения консенсуса даже по 60% компетенций. 
  • Одна из сложностей связана с тем, что в зависимости от особенностей выбранной карьеры в оценке (практик, теоретик, преподаватель, менеджер – см. рисунок) перечни компетенций могут быть разными. В связи с этим возникают интересные вопросы, связанные с различными сочетаниями особенностей карьеры, например, «практик + преподаватель». Подробнее здесь можно посмотреть об этом.  
  • Еще одна сложность связана с тем, что при наличии большого количества публикаций о компетенциях повышается вероятность принятия компетенций по принципу «сверху вниз» без обсуждения с профессиональным сообществом в той или иной стране. В принципе, такое возможно даже до появления такого сообщества в отдельно взятой стране.
  • В заключение хотел бы сказать еще об одной сложности, о которой писал и говорил ранее (подробнее здесь). На мой взгляд, внешняя оценка является одним из видов консультирования, что предполагает включение навыков консультирования в перечень компетенций специалиста по оценке. Пока этого не происходит.

2 комментария:

  1. В основном, все претензии к внешним специалистам по оценке-это то, что у большинства из них отсутствует какой-либо опыт проектной деятельности внутри организации, и в связи с этим они часто не могут сформулировать рекомендации, которые реалистичны к контексту. Это про последний пункт про «роль консультанта».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, но я имел в виду другое: специфические навыки консультирования как особого вида деятельности. Посмотрите материал по ссылке. Там подробно об этом.

      Удалить