среда, 13 ноября 2019 г.

Работа с ценностями при проведении оценки

Только что закончился однодневный семинар на эту тему в преддверии конференции Американской ассоциации оценки в Миннеаполисе.  Ведущая - Керин Хассал из Австралии (на фото). Давно занимается этой тематикой. Исследователь и практик. Возможно, больше исследователь.
Для меня было неожиданностью, что на семинар пришло всего 9 человек. Среди них 2 из Японии, 1 из Африки (Кот-д'Ивуар), 1 из России (это как раз я) и 5 из США. Мне казалось, тема настолько важная, что  должен быть аншлаг. Вероятно, еще полтора десятка семинаров, которые проходят параллельно составили серьезную конкуренцию. Зато нам удалось неспеша подробно поговорить!

Основной тезис семинара: "Работа с ценностями позволяет получить в ходе оценки более качественные данные, поскольку помогает нам понять, что действительно имеет значение".

Керин сделала основательный обзор литературы, относящейся преимущественно либо к философии науки либо к оценке. При этом она совсем не ссылалась на публикации по организационному развитию, где про ценности много чего имеется.

Одно из важных новых для меня понятий - "ценностный ландшафт", который включает ценности оцениваемой программы, ценности благополучателей, ценности донора, ценности специалиста по оценке и т.д.

Керин предлагает работать с ценностями следующим образом:

  1. Определить, с какими ценностями мы имеем дело.  
  2. Определить, какие ценности имеют наиболее важное значение.
  3. Определить, какие подходы мы будем использовать при работе с ценностями в конкретном случае.
  4. Определить, как интегрировать ценности в практику оценки в будущем.
Особое внимание было уделено распознаванию ценностей, которое можно охарактеризовать как искусство компетентного восприятия этой реальности. Керин даже ввела понятие "ценностной сензитивности".

По ходу семинара мы выполнили несколько практических заданий. В одном из них каждому было предложено из некоторого списка выбрать 3 наиболее значимых (зеленые точки) и 2 наименее значимых (красные точки) ценности. Результаты выполнения этого задания группой можно увидеть на рисунке. Керин сказала, что у специалистов по оценке всегда так получается: наименее значимые ценности - контроль над людьми и ресурсами, наиболее значимые - открытость к изменениям и развитие. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий