Тема заседания в этот раз такая, что вопросов может оказаться больше, чем ответов. Но мы же живем в мирах, которые создаются нашими вопросами :)
Первый вопрос связан с самим термином "оценка влияния" (или воздействия). По-английски он звучит как impact evaluation. Оказалось, что найти адекватный перевод не так уж легко. Но главное, конечно, смысл. А смысл состоит в том, чтобы выявить влияние программы на те изменения, которые произошли по ходу её реализации, по её окончании или даже спустя некоторое (порой значительное) время. Другими словами, оценка влияния предполагает выявление и обоснование причинно-следственной связи между программой и достигнутыми результатами.
Почему это важно?
Когда мы говорим о непосредственных результатах деятельности, их связь с самой деятельностью, как правило, вопросов не вызывает. Например, улучшение знаний участников семинара по теме семинара, очевидно, происходит именно в результате семинара. Другие факторы здесь наверняка также имеются, но их влияние на изменение знаний участников - по сравнению с влиянием собственно обучения - минимально.
Когда же мы рассматриваем отсроченные эффекты обучения (результаты более высокого уровня), то все сильно усложняется. Представьте, что кто-то говорит: "Мы провели обучение сотрудников, и они стали работать совершенно по-другому!". Здесь наверняка могут возникнуть вопросы о том, в какой мере этот эффект связан именно с обучением. Причина проста: то, как человек работает, зависит от множества факторов. Обучение, как правило, не является среди них определяющим. И тут возникает новый вопрос: а стоит ли вообще вкладываться в обучение? Не является ли обучение своего рода "квази-проектом", который направлен на достижение того, что и так произойдет или на борьбу с тем, чего и так не произойдет?
Как выделить влияние программы или проекта на фоне множества других факторов? Поговорим об этом в четверг на следующей неделе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий