вторник, 1 ноября 2022 г.

Откуда берутся критерии

На мой взгляд, критерии при проведении оценки необходимы в двух случаях: 
1) когда оценка включает элемент сравнения, в том числе, проверку на соответствие (это сравнение с имеющимися требованиями, нормами, стандартами),
2) когда необходимо вынести суждение о такой характеристике объекта оценки, определение которой не является общепринятым либо очевидным.

Например, если нужно выбрать (сравнение!) лучшие заявки из многих, необходимо четко сформулировать критерии, на основании которых мы будем делать выбор. Но здесь сразу же возникает и второй вопрос: является ли понятие "лучшая заявка" общепринятым или очевидным? 

Если речь идет о заявках на выступление на профессиональной конференции, то критерии выбора лучших заявок определяются организаторами конференции. Вот как сформулировали такие критерии в Американской ассоциации оценки: 
  1. Соответствие теме конференции. 
  2. Значимость для участников конференции.
  3. Техническое качество заявки. 
  4. Инновационность. 
  5. Уровень обобщения. 
Очевидно, что требования к заявкам (критерии) сформулированы с учетом стратегии организации (тема), особенностей целевой группы (значимость для участников), накопленного за годы работы ассоциации опыта (техническое качество) и стремления сделать максимальный вклад в развитие дисциплины (инновационность, уровень обобщения). В конечном счете, ассоциация кровно заинтересована в том, чтобы качество всех включенных в программу конференции выступлений было максимальным. Это поддержит имидж конференции и привлечет участников в будущем. 

Подойдут ли эти критерии для других конференций? Вероятно, не все и не для всех. То есть понятие "лучшая заявка на выступление" вряд ли может стать общепринятым и будет зависеть от многих факторов. 

Рассмотрим другую задачу. Предположим, в ходе оценки необходимо оценить "качество услуг". Если обратиться к специальной литературе, то можно обнаружить несколько вариантов критериев оценки качества услуги, например, такой: 
  1. Надежность
  2. Отзывчивость
  3. Гарантии
  4. Эмпатия
  5. Материально-техническое обеспечение
Эти критерии сформированы экспертами на основании исследований и являются универсальными, то есть, по мнению авторов, подходят для любого вида услуг. 

Анализ приведенных выше и многих других примеров свидетельствует о том, что:
  • Критерии формируются заинтересованными сторонами
  • Критерии формируются с учетом цели
  • Критерии формируются с учетом контекста 
  • Критерии формируются на основании накопленного практического опыта и/или результатов научных исследований
  • Критерии в комплексе отражают сущностные характеристики объекта оценки и/или базовые требования к нему
  • Для формирования критериев чаще всего необходима экспертиза в определенной предметной области 

Комментариев нет:

Отправить комментарий