На основе накопленного опыта мы пришли к следующему определению: «Хороший отчет по результатам оценки – это документ, в котором в удобном для читателя виде представлены ответы на вопросы задания, основанные на собранных в процессе оценки эмпирических данных».
В этом определении важны все составляющие:
- Оценка призвана дать ответы на вопросы, включенные в задание. Отчет должен содержать эти ответы. Основная часть отчета должна быть структурирована в соответствии с вопросами.
- Эмпирическая оценка предполагает, что ответы на вопросы задания появляются в результате систематического сбора и анализа эмпирических данных. Следовательно, в отчете должны быть приведены собранные данные и показан путь от этих данных к ответам на вопросы.
- Оценка проводится для тех, кто ставит задачу и будет пользоваться полученными результатами. Именно эти люди будут читателями отчета. Значит, отчет должен быть максимально «дружелюбным» по отношению к читателю. Там должно быть легко найти и понять всё, что нужно пользователям результатов оценки.
На последнем пункте хотел бы остановиться чуть подробнее. Первоначально отчеты по результатам оценки принято было оформлять в академической традиции. Подробно с правилами оформления таких отчетов можно ознакомиться в межгосударственном стандарте ГОСТ 7.32-2017.
Согласно этому стандарту, структурными элементами отчета о НИР являются:
- титульный лист;
- список исполнителей;
- реферат;
- содержание;
- термины и определения;
- перечень сокращений и обозначений;
- введение;
- основная часть отчета о НИР;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Соответственно, результатом оценки становился многостраничный текстовый документ с иллюстрациями и приложениями. Ходили устойчивые слухи о том, что главные пользователи таких отчетов - те, кому нужны были ответы на вопросы задания - читали в них только реферат (по-английски – executive summary), где кратко излагалось все содержание отчета.
Когда появился PowerPoint, в дополнение к письменному отчету стали просить сделать презентацию. Пользователи результатов оценки стали выделять время на то, чтобы выслушать презентацию и… перестали читать даже реферат. При необходимости они обращались к презентации.
Сегодня все идет к тому, чтобы в качестве отчета оставлять только достаточно подробную презентацию. Это существенно сокращает время подготовки отчета и экономит деньги заказчика оценки (если оценка внешняя). Многостраничные текстовые документы уходят в прошлое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий