среда, 23 ноября 2022 г.

Как должен выглядеть отчет по результатам оценки проекта или программы

Сразу оговорюсь, что речь идет об эмпирической оценке, по результатам которой принято готовить отчет. Классификацию видов оценивания можно найти здесь.

На основе накопленного опыта мы пришли к следующему определению: «Хороший отчет по результатам оценки – это документ, в котором в удобном для читателя виде представлены ответы на вопросы задания, основанные на собранных в процессе оценки эмпирических данных»

В этом определении важны все составляющие: 

  1. Оценка призвана дать ответы на вопросы, включенные в задание. Отчет должен содержать эти ответы. Основная часть отчета должна быть структурирована в соответствии с вопросами. 
  2. Эмпирическая оценка предполагает, что ответы на вопросы задания появляются в результате систематического сбора и анализа эмпирических данных. Следовательно, в отчете должны быть приведены собранные данные и показан путь от этих данных к ответам на вопросы. 
  3. Оценка проводится для тех, кто ставит задачу и будет пользоваться полученными результатами. Именно эти люди будут читателями отчета. Значит, отчет должен быть максимально «дружелюбным» по отношению к читателю. Там должно быть легко найти и понять всё, что нужно пользователям результатов оценки. 

На последнем пункте хотел бы остановиться чуть подробнее. Первоначально отчеты по результатам оценки принято было оформлять в академической традиции. Подробно с правилами оформления таких отчетов можно ознакомиться в межгосударственном стандарте ГОСТ 7.32-2017

Согласно этому стандарту, структурными элементами отчета о НИР являются: 

  • титульный лист; 
  • список исполнителей; 
  • реферат; 
  • содержание; 
  • термины и определения; 
  • перечень сокращений и обозначений; 
  • введение; 
  • основная часть отчета о НИР; 
  • заключение; 
  • список использованных источников; 
  • приложения.

Соответственно, результатом оценки становился многостраничный текстовый документ с иллюстрациями и приложениями. Ходили устойчивые слухи о том, что главные пользователи таких отчетов - те, кому нужны были ответы на вопросы задания - читали в них только реферат (по-английски – executive summary), где кратко излагалось все содержание отчета. 

Когда появился PowerPoint, в дополнение к письменному отчету стали просить сделать презентацию. Пользователи результатов оценки стали выделять время на то, чтобы выслушать презентацию и… перестали читать даже реферат. При необходимости они обращались к презентации. 

Сегодня все идет к тому, чтобы в качестве отчета оставлять только достаточно подробную презентацию. Это существенно сокращает время подготовки отчета и экономит деньги заказчика оценки (если оценка внешняя). Многостраничные текстовые документы уходят в прошлое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий