Как известно, «теория изменений» проекта показывает взаимосвязь между деятельностью в рамках проекта и её ожидаемым эффектом, а также допущения, при которых такая связь возможна. Причинно-следственные связи в теории изменений представляются в форме карты ожидаемых результатов. В общем случае карта ожидаемых результатов содержит несколько цепочек ожидаемых результатов, которые связывают действия в рамках проекта с целью проекта. В пределе (в простейшем случае) цепочка ожидаемых результатов может быть одна. Рассмотрим такой пример.
Проект состоит в том, чтобы обучить детей младших классов
игре в шахматы. Для этого проводится обучение учителей, а затем детям предлагается
(по желанию) ходить на уроки шахмат раз в неделю в течение учебного года.
Предполагается, что дети научатся играть в шахматы, и это приведет к позитивным
эффектам в сфере их личностного и интеллектуального развития.
- Любой учитель младших классов сможет квалифицированно преподавать шахматы детям, пройдя наш курс обучения.
- Родители младших школьников поддержат данную инициативу и не станут возражать против того, что их детям станут еще и шахматы преподавать.
- Любой ребенок может научиться играть в шахматы.
Каким образом можно использовать теорию изменений для выявления рисков применительно к конкретному социальному проекту? Можно проверить (а) обоснованность причинно-следственных связей (стрелочки на рисунке) и (б) реалистичность допущений.
Например, достаточно ли у нас оснований считать, что есть
связь между умением играть в шахматы и эффектами на личностном и
интеллектуальном уровнях? (причинно-следственная связь) А вдруг не будет таких эффектов? (риск)
Насколько мы можем быть уверены в том, что родители
поддержат данную инициативу? (допущение) А если не поддержат? (риск).
Комментариев нет:
Отправить комментарий