четверг, 28 марта 2024 г.

Оценка и информированное согласие

В медицине с информированным согласием все понятно. Взрослые жители нашей страны наверняка такой документ подписывали, например, у стоматолога. «Информированное добровольное согласие — доктрина в медицинской этике и медицинском праве, согласно которой для медицинского вмешательства, особенно сопряженного с риском, должно быть получено согласие пациента».  

В социальных науках у нас в стране эта тема возникла несколько позже. Но, можно считать, что процесс пошел. Информированное согласие на участие в исследовании содержит примерно такой текст: «Подписывая данную форму информированного согласия, я подтверждаю, что прочитал(а) и понял(а) цели, процедуру, методы и возможные неудобства участия в исследовании. Я был(а) проинформирован о продолжительности экспериментального воздействия и сроках проведения подобных исследований вообще. Я получил(а) информацию о действиях в случае непредвиденного влияния на мое здоровье. У меня была возможность задать все интересующие меня вопросы. Я получил(а) удовлетворительные ответы и уточнения по всем вопросам, интересовавшим меня в связи с данным исследованием. Данное согласие дается не под влиянием обмана, психического или физического насилия или в условиях несвободы. Мое согласие не вынуждено стечением тяжелых жизненных обстоятельств (недостатком материальных средств) и/или не обусловлено какой-либо зависимостью от экспериментатора (-ов). Я даю свое согласие на участие в исследовании».

При проведении оценки социально-ориентированных проектов и программ подписывать такого рода документ не принято. Это, в частности, связано с тем, что оценка является функцией управления, и реализация этой функции осуществляется вне зависимости от согласия участников программы. Ещё одно отличие оценки от исследования, между прочим... Однако получение устного информированного согласия от участников процесса оценки мне кажется все же очень важным шагом. Мы информируем людей о том, зачем проводится оценка, по каким правилам, как будут использованы результаты. Затем предлагаем задать вопросы. И только после этого переходим, например, к интервью. Такой подход помогает выстроить доверительные отношения с участниками программы и повышает качество оценки. 

Но есть одна ситуация, в которой правильнее получить письменное информированное согласие о проведении оценки. Имею в виду проведение обучения, в ходе которого слушателям предлагается осуществить оценку реального проекта в качестве учебного задания. В этой ситуации оценку проводит человек, не имеющий необходимого опыта и квалификации. А проект настоящий! Поэтому логично попросить информированное согласие руководителя организации, реализующей данный проект. 

Вот текст, который мы использовали в Школе оценки, которую проводим в партнерстве с новосибирским ИнаЦентром в рамках проекта #экосистема_оценки: «Настоящим письмом подтверждаю, что сотрудник нашей организации (ФИО) согласовал со мной техническое задание на проведение оценки нашего проекта (Название проекта) в качестве учебно-практического задания. Я даю согласие на использование результатов данной оценки в процессе обучения указанного выше специалиста в Школе оценки при условии, что эти результаты не будут опубликованы полностью либо частично без письменного разрешения со стороны нашей организации».

Комментариев нет:

Отправить комментарий