четверг, 28 июня 2012 г.

Оценка государственных программ в бюджетном послании президента

Сегодня президент РФ выступил с посланием "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах". Процитирую два положения из этого послания, которые представляют интерес для всех, кто интересуется оценкой программ (в послании эти две цитаты идут в обратном порядке):
  1. "Для  достижения  целей  социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля  за  их  достижением формирование и исполнение  бюджета  должно  осуществляться  на  базе  государственных программ".
  2. "Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики,  на  финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства".
Другими словами, теперь государственные планы будут состоять из программ. А оценка исполнения государственных планов будет производиться в зависимости от того, в какой мере достигнуты цели программ.

Полагаю, что данная инициатива в ближайшее время столкнется со следующими существенными трудностями:


  • Качество дизайна программ сегодня оставляет желать много лучшего. Вряд ли оно радикальным образом изменится в обозримом будущем. А потому оценивать эти программы будет крайне сложно (см. предыдущий пост). Радикальное улучшение дизайна программ возможно лишь при условии существенных вложений в обучение государственных служащих тому, как разрабатывать эти самые программы. Такое обучение должно быть проведено на всех уровнях государственного управления, а потому займет много времени и потребует значительных средств. Вель надо еще программы подготовить и методические пособия, и преподавателей. Кроме того, необходимо внедрить систему внутреннего аудита качества государственных программ на стадии их разработки. Здесь тоже и политики нужны, и процедуры, и инструменты, и специалисты, и средства. 
  • Оценка достижения целей программ будет наверняка производиться исключительно на основе показателей. Использование других подходов к оценке эффективности программ, основанных, в частности, на эмпирических исследованиях, на мой взгляд, маловероятно. Следовательно, мы получим весь комплекс проблем, связанных с оценкой на основе показателей и не получим ответа на вопросы о том, скажем, почему те или иные цели не достигнуты или достигнуты не в полном объеме.
  • Не прояснена связь социально-экономической политики с программами. В послании говорится о том, что будут оценивать достижение "целей социально-экономической политики". То есть будет социально-экономическая политика сформирована. У политики этой будут сформулированы цели. Их достижение будет главным критерием успеха при реализации госпрограмм. При этом в послании не говорится о формировании социально-экономической политики и ее целей. Там идет речь лишь о разработке программ. Вопрос: как цели программ должны соотноситься с целями социально-экономической политики? Какие цели более высокого уровня? Что должно быть разработано в первую очередь - цели социально-экономической политики или цели программ? Что оценивать будем?
Считаю, что полномасштабная реализация указанных выше положений бюджетного послания в ближайшие три года крайне маловероятна. Но эти положения будут способствовать движению в правильном направлении, что уже хорошо.

PS Отметим, что похожие тезисы уже были в бюджетном послании президента РФ Путина Федеральному Собранию от 09.03.2007:
"...Пятое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Поэтому уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству Российской Федерации следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий. Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ. Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов".

P'S' В послании президента РФ Медведева о бюджетной политике в 2010–2012 годах указывалось на то, что "Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления  за обеспечение  эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов".

Комментариев нет:

Отправить комментарий