среда, 4 мая 2022 г.

Оценка с участием заинтересованных сторон

Идея этого подхода заключается в том, чтобы в проведение оценки программы или проекта – от начала и до конца – были вовлечены представители всех сторон, заинтересованных в программе или проекте. Под началом понимается постановка задачи на проведение оценки, включающая формулирование вопросов, на которые необходимо ответить. И далее – поэтапно – дизайн оценки, сбор данных, анализ данных, подготовка отчета по результатам. Заинтересованные стороны – это благополучатели, исполнители программы, представители местного сообщества и т.д. Проведение оценки с участием (participatory evaluation) зачастую завершается переходом к практическим действиям – немедленному использованию полученных результатов теми, кто оценку проводил. 

Говорят, что традиции оценки с участием были заложены исследователями еще в 19 веке. Среди исследователей, имевших отношение к формированию философских основ оценки с участием, называют, в частности, К.Маркса и Ф.Энгельса. Активное развитие оценки с участием как инструмента началось во второй половине прошлого века в рамках инициатив по совершенствованию организаций и для налаживания взаимодействия между менеджментом и работниками. Таким образом, к моменту выделения оценки программ как отдельной дисциплины и сферы практической деятельности, оценка с участием уже была известна в сфере организационного развития (Brisolara, S., 1998. The history of participatory evaluation and current debates in the field. New Directions for Evaluation 1998, 25–41.. doi:10.1002/ev.1115). 

К концу прошлого века оценка программ с участием заинтересованных сторон стала широко известным подходом и приобрела много сторонников. Тем не менее, дискуссии вокруг возможностей ее использования, ее преимуществах и ограничениях продолжаются и по сей день. 

Критики, например, говорят о том, что оценка проводится людьми, не имеющими должной подготовки и предвзято относящимися к объекту оценки. Доходит даже до того, что оценку с участием называют «замаскированной под оценку инициативой по развитию местного сообщества», что (по мнению критиков подхода) в корне неприемлемо, т.к. оценка должна быть лишь источником информации, давать объективную картину происходящего – не более. 

Радикально настроенные сторонники подхода продвигают идею вовлечения в оценку любых целевых групп, включая, например, детей или людей с ментальными особенностями. Для того, чтобы процесс оценки с участием проходил организованно, предлагается использовать внешнего консультанта, который является для исполнителей оценки и источником знаний, и фасилитатором.

На следующем заседании клуба PROОЦЕНКУ планируется поговорить об оценке с участием. Заседание пройдет онлайн во вторник 17 мая с 11.00 до 12.30 мск. Объявление о регистрации участников будет размещено в телеграмм-каналах «Проектирование и оценка в социальной сфере» и «5 элемент» в ближайшие дни. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий