- Оценка - это самостоятельная дисциплина (оформляется в 80-е-90-е годы прошлого века)
- Оценка - это трансдисциплина (Скривен (2008), Пэттон (2009,2010))
- Оценка - это альфа-дисциплина (Скривен, 2013)
- Оценка - это наука (Пэттон, 2018)
- Создание Международной академии оценки (2022)
Дисциплиной (или научной дисциплиной) принято называть «базовую форму организации профессиональной науки, объединяющую на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии».
Майкл Скривен (Michael Scriven (2008) The Concept of a Transdiscipline: And of Evaluation as a Transdiscipline) и Майкл Пэттон (Michael Quinn Patton (2010) Future trends in evaluation) указывают на то, что оценка развивается как трансдисциплина, то есть как такая отрасль знания, которая имеет самостоятельный статус и в то же время используется как методологический или аналитический инструмент в нескольких других дисциплинах. Поясняя этот тезис, Майкл Пэттон писал в 2009 году: «...В любой дисциплине, профессии или области деятельности люди занимаются оценкой в той или иной форме. Возможно, самые яркие примеры такой оценки – оценка студентов, изучающих определенные предметы или получающих определенную профессию, а также академические журналы, где решение о публикации статьи принимается на основании оценки коллег по цеху. Оценка является дисциплиной, которая служит другим дисциплинам, хотя и является дисциплиной сама по себе, отсюда ее статус трансдисциплины. Статистика, логика, оценка – все это примеры трансдисциплин, потому что их методы, образ мысли и знания используются в других областях исследования, например, в образовании, здравоохранении социальной работе, инженерном деле, изучении окружающей среды и т.п. Я ожидаю, что в будущем оценка получит признание как трансдисциплина» (см. главу «Будущее оценки»).
Примерно 10 лет тому назад Майкл Скривен пошел еще дальше и предложил «перевести оценку из статуса уважаемой дисциплины в статус альфа-дисциплины. Альфа-дисциплина – это та, что преобладает над другими, в данном случае – имеет ключи к царству других дисциплин. У оценки есть такое свойство, поскольку все дисциплины полностью зависят от их легитимности и от качества их внутридисциплинарной оценки, т.е. от их способности отличить хорошее от плохого в отношении теорий, данных, гипотез, объяснений…, составляющих основу любой дисциплины».
Несмотря на то, что оценка во многих странах получила признание как новая профессия, опирающаяся на уникальный свод знаний, далеко не все признали её как отрасль науки и, тем более, как альфа-дисциплину 😊
В 2018 году Майкл Пэттон публикует статью «Наука оценивания» (Evaluation Science), где дает следующее определение: «Наука - это систематическое исследование того, как устроен мир. Наука оценивания - это систематическое исследование того, почему и в какой мере эффективны вмешательства, направленные на изменение мира». Пэттон продолжает: «Основное следствие становления оценки как науки заключается в том, что это повысит доверие к нам и эффективность усилий по поддержке значимости науки в нашем мире, а также объединит нас с другими учеными для достижения успеха в поддержке и отстаивании науки». (Цитируется по Patton, M. Q. (2018). Evaluation Science. American Journal of Evaluation, 39(2), 183–200).
В 2022 году создается Международная академия оценки, которая так формулирует одну из своих основных задач: «Мы будем работать над становлением и развитием оценки как научной деятельности, дисциплины и трансдисциплины. Мы будем стремиться создать постоянно развивающийся, достоверный и пригодный для использования свод знаний о процессах и последствиях вмешательств, направленных на изменение мира».
Ну, за науку оценивания! 😊
Комментариев нет:
Отправить комментарий